Main Page English Version  
Previous Up Next

Лов насекомых с автомобиля

Andreas Herrmann

В Германии хорошо известно, что использование автомобильных сачков наряду с другими инструментами изучения фауны жуков определенного района дает много преимуществ. Используются два метода: автоматический сачок, который находится в зафиксированном состоянии и сачок, который держат в руках.

Автоматический сачок состоит из металлической петли, фиксируемой на крыше автомобиля. Эта петля имеет форму полукруга диаметром приблизительно 1 м и 20 см. Имеются широкие возможности применения индивидуальных творческих способностей в изобретении различных форм и размеров этого приспособления исходя из общего плана, и весьма широко применяются ловушки прямоугольной формы. На этой металлической петле фиксируется мешок из ткани с очень тонкой сеткой, переднее отверстие образуется металлической петлей. Этот мешок постепенно сужается по направлению к задней стороне и заканчивается меньшим по размеру мешком для сбора, который обычно прикрепляется к мешку более крупных размеров при помощи "velcro", что позволяет быстро и легко менять мешок для сбора насекомых.

Очень важно правильно выбрать материал, т.к. с одной стороны необходимо ловить даже мелких жуков (например Ptiliidae), а с другой стороны мешок должен быть достаточно проницаем для воздуха, для того, чтобы избежать турбулентности впереди мешка, что помешало бы жукам проникать внутрь (одна сетка, которая была признана подходящей, имела толщину нити приблизительно 0.1 и расстояние между нитями приблизительно 0.2 мм). Длина мешка обычно такова, что при парковке автомобиля или во время поворотов мешок не соприкасается с землей, а свободно висит над задней частью автомобиля.

Идеальные погодные условия для сбора насекомых это небольшая облачность, температура выше 20 C, предпочтительное время суток для сбора - от начала заката до наступления темноты. Таким образом можно собрать большое количество материала за короткий период времени и количество экземпляров, пойманных за несколько часов может достигать нескольких сотен тысяч. Это в основном очень мелкие жуки и общий объем пойманного материала не превышает размеров теннисного мяча.

Еще одно преимущество этого метода заключается в том, что он часто позволяет собирать отдельные виды, которые трудно поймать любым другим методом, и даже имеются сведения об экземплярах, которых до сих пор удалось собрать лишь при помощи автомобильного сачка. Кроме того сбор жуков таким образом удобен и даже занимателен, с включенном кондиционером и приглушенном звуке радио.

Очевидно, что многие энтузиасты, изучающие жуков, захотят испробовать этот метод сбора находясь в отпуске. Даже в тех областях, где фауна жуков достаточно хорошо изучена при использовании традиционных методов сбора, можно ожидать обнаружение новых видов с использованием автомобильного сачка. Основной недостаток автомобильного сачка заключается в том, что он имеет большие размеры, тяжелый и труден в обращении. Метод его фиксирования на крыше автомобиля обычно индивидуален для каждой конкретной машины владельца, что представляет проблему в выходные дни, когда многие часто берут машину напрокат, особенно, если в место сбора нужно добираться самолетом.

Один из моих коллег колеоптерологов одно время проводил эксперименты с использованием ручного сачка. Его sweep net имеет диаметр приблизительно 1 м и следовательно имеет размер приблизительно равный размеру обычной автомобильной ловушки. Эту сеть держит пассажир (он должен иметь соответствующую конституцию и быть достаточно сильным). Суть использования заключается в том, чтобы держать данное приспособление снаружи открытого окна, прижимая рукоятку обеими руками к груди, и так, чтобы середина рукоятки сети находилась сзади боковой рамы окна. Так как необходимо находиться на определенном расстоянии от окна во время поездки, скорости обычно сокращены до 30 км в час в зависимости от конституции пассажира. Это сопоставимо с максимальной скоростью обычного автомобильного сачка, установленного на крыше автомобиля - 50 км в час. Более высокие скорости приводят к турбулентности воздуха перед сачком, что мешает насекомым проникать внутрь.

Одно большое преимущество участия пассажира в ловле насекомых заключается в том, что водителю не нужно постоянно смотреть на спидометр, т.к. по реакции пассажира будет ясно, когда скорость станет слишком высокой и ему будет все труднее удерживать сачок. Проблема, связанная с участием пассажира, заключается в том, что в момент остановки сачок может прийти в контакт с землей. Это будет особенно проблематично, если тонкая ткань зацепится за жесткую растительность, камни, или окажется в лужах с водой.

В связи с этим сачок для сбора насекомых должен быть совсем коротким, что может стать проблемой в связи с тем, что жуки будут избегать ловушки. Мой коллега сделал конец сачка в виде корзины на запрудах или верши для омаров, и это позволило ему сократить длину сачка, используемого пассажиром и значительно приблизить к длине обычного автомобильного сачка.

Однако даже в его модификации сачок неудобен вследствие своей громоздкости во время транспортировки из-за зафиксированной и твердой петли и рукояти. Другой мой коллега решил эту проблему при помощи велосипедной камеры, которую он крепит несколькими петлями ткани к отверстию мешка. После того как ее накачивают при помощи небольшого портативного велосипедного насоса резиновая камера держит сачок открытым. Если затем прикрепить короткий кусок шпагата через каждые 10 см вокруг резиновой трубки и подвести их к центру подобно тому как соединяются спицы в колесе велосипеда, можно затем легко присоединить эту точку к куску дерева, приклеить и т.п., то это приспособление можно затем использовать, чтобы тащить сачок за едущей машиной.

В разобранном виде эта конструкция легко помещается в небольшой мешок, который по весу и объему не превышает обычного свернутое ручное полотенце. Другой предмет, который необходимо иметь под рукой, это - небольшой велосипедный насос. Рукоятка может быть выброшена после использования и заменена каким-нибудь другим предметом. Еще одно преимущество использования внутренней трубки велосипеда вместо твердой рамы заключается в том, что в случае необходимости быстро избежать столкновения с приближающимся пешеходом, дорожным знаком (или в случае очень узкой дороги, или если в какой-то момент водитель оказался невнимательным) сачок можно быстро подвести близко к машине, не повредив при этом краску.

Мы несколько раз одновременно использовали и сравнивали авто-сачок и сачок, которым насекомых ловят пассажир. Это означает, что во время поездки с авто-сачком закрепленным на крыше мы собирали насекомых сачком, из окна. В каждом случае было отмечено, что сачок, который держал пассажир давал качественно и количественно лучшие результаты: было поймано больше экземпляров и больше видов, чем обычным авто-сачком. Это отчасти связано с тем, что плотность жуков снижается с увеличением высоты над землей, но также и с тем, что большое число жуков предпочитает находится рядом с растительностью и следовательно их легче ловить ручным сачком, который можно держать непосредственно над растительностью.

Использование ручного сачка, помогло членам нашего Гамбургского клуба решить еще одну проблему: Раньше, когда мы планировали поездки за границу мы стремились использовать меньшее число автомобилей, чтобы сэкономить деньги. Так как все стремились иметь доступ к авто-сачку те из нас, кто использовал свою машину всегда получал преимущество. Во время нашей недавней поездки в Словению мы впервые использовали три ручных сачка помимо обычных автосачков.

В настоящее время мы готовим дополнительные ручные сачки так чтобы в конечном счете в каждой машине находилось по три сборщика: водитель с авто-сачком монтированным наверху машины, один пассажир, который держит сачок, находясь у бокового окна и другой пассажир, который держит сачок, находясь у заднего окна позади водителя. Единственный недостаток этого метода заключается в том, что общая ширина автомобиля, с учетом всех приспособлений составит 4 метра!

Наконец я должен отметить, что могут возникнуть проблемы в тех местах, где популярны скачки на лошадях. В Нижней Саксонии, где мы базируемся, особенно популярен конный спорт. В связи с этим весьма обычны встречи с наездниками и даже экипажами, запряженными лошадьми, особенно на узких лесных тропинках. Лошади нервно реагируют на необычные предметы. Вид большого сачка прикрепленного, к машине и развевающегося на ветру, может легко привести их в состояние паники. Поэтому самое лучшее при появлении лошади остановить машину и подождать пока она удалится на достаточное расстояние. В случае, если водитель вынужден обогнать лошадь, остается только надеяться на лучшее или попытаться предупредить водителя рожком, что вероятнее всего заставит лошадь резко скрыться в лесу, оставив недовольного всадника сидящим на земле.


Немецкий и Английский тексты помещены на сайте
http://www.dermestidae.com/Autokescherfahrt.html

Andreas Herrmann
Февраль 2003 г.