День шестой - Ласпи

6 мая 2009 года; переменная облачность, без осадков

Ласпи - с. Резервное - урочище Айязьма (Инжир)

Утро началось с завтрака. Свои миски, кружки и ложки находили на улице, близ костра среди пакетов кетчупа и майонеза, баклажек с водой и других непромокаемых вещей. Покушали, как обычно для утра, кашкой. Запили чаем горячим, с шиповником, затем собрались, сожгли мусор в затухающем костре, надели рюкзаки и пошли.

Сначала мы вышли на ту грунтовую дорогу, которой пришли сюда вчера. После поворота направо, как раз напротив стоянки велосипедистов, она уверенно уводила нас вниз, в поселок. Деревенские развалины на фоне моря внизу необычно контрастировали.

Деревенские развалины  К автотрассе

Хорошо протоптанная тысячами туристов тропинка довольно быстро сбросила нас на автотрассу. Осталось только перейти дорогу с непривычно оживленным движением автомобилей и мы уже в поселке.

Миша знает куда идти - магазин находится в первом подъезде единственного тут двухэтажного дома. Похоже, что такой большой дом, в два этажа и четыре подъезда, в этом поселке единственный.

Минут через пятнадцать мы уже стояли у входа в магазин. Двери подъезда открыты на распашку, а вот сам магазин - закрыт. Санитарный день, понимаешь ли. Но бабушки на лавочке у соседнего подъезда заверили нас, что не все еще потеряно и подсказали где найти продавщицу.

Мне выпала честь отправиться в четвертый подъезд, подняться на второй этаж вдоль стены с облущивающейся темно-зеленой краской по невысоким бетонным ступеням и постучать в дверь, что направо.

Постучал, подождал, не открыли. Спустился вниз, поглядел по сторонам, обратился к заходящей в подъезд бабуле... Оказывается, стучать нужно было более настойчиво, да и только. Продавщица согласилась открыть магазин через десять минут. Я вернулся к своим.

Дворик с огородами, детской площадкой, гаражами ...и видом на горы с морем  Магазин

Минут через десять мы стояли внутри. Под магазин была оборудована комната одной из квартир первого этажа - мы уже не первый раз встречаем такое решение в Крыму. В других комнатах был небольшой склад. Миша докупал какие-то продукты и пиво. Я же на этот раз от пива категорически отказался, отдав предпочтение молоку. Жаль, что не хозяйскому - местная табличка у входа в подъезд предлагала лишь козье молоко из квартиры номер 3. Побоялся как-то житель бетонных джунглей искушать судьбу капризным кисломолочным продуктом и продолжил поклоняться химии из тетрапака. Впрочем, пошло в охотку.

Здесь же, умостившись вчетвером на небольшой лавочке у второго подъезда, как воробьи на ветке, мы делаем кульминационный снимок с фотоаппарата, который я поставил на один из рюкзаков напротив нас.

Мы

Этот день я осмелюсь назвать кульминационным. Мне кажется, именно сегодня все мы узнали друг друга достаточно хорошо. Настолько хорошо, что уже никого ничего не удивляет и никто ни на кого не обижается.

Мой фотоаппарат уже второй день работал на самодельном аккумуляторе. После включения у меня было всего несколько секунд, чтобы увидеть изображение на экране и нажать кнопку спуска до того, как хитрый фотоаппарат выключится, опознав, что ему подсунули не оригинальный источник энергии за триста с лишним гривен. Именно в таком режиме, с тянущимся в карман шнурком, я сделал все последующие фотографии.

Пока мы сидели на лавочке, продавщица закрыла магазин и ушла обратно, домой. Но уже через пять минут мы советовали двум подошедшим туристам зайти в четвертый подъезд, подняться на второй этаж и постучать в дверь направо.

Хлеба в магазине не оказалось, поэтому теперь мы питаем надежды на магазин в поселке Гончарное. Идти туда пешком можно только по трассе - заверял Миша. Еще до начала похода было задумано проехать этот участок пути на транспорте, чтобы не жариться на солнце и не дышать выхлопами проносящихся мимо машин.

Через полчаса, на выходе из главного дворика поселка, мы встречаем еще одну группу туристов. И теперь на вопрос о магазине мы любезно рассказываем все подробности. Похоже, что сегодня магазин перевыполнит недельный план.

Выходим из поселка  Вдоль автотрассы на остановку

Оказались полезными и бабушки, сидевшие на лавочке у выхода. Они подсказали нам дорогу до ближайшей остановки по трассе. По дороге на остановку можно было любоваться не только живописными видами гор, но и артистичным забором справа.

Чье-то поместье  Фрагмент необычного забора

На развилке дорог мы увидели несколько таксистов. Ждать рейсового автобуса, а потом еще и трамбоваться туда со своими баулами было как-то неохота. Поэтому мы решили спросить цену.

Развилка дорог  Поехали!

После непродолжительного торга с водителем Миша посоветовался с нами - конечно же, дороже, чем за рейсовый автобус, зато сейчас же, быстро и непосредственно к месту назначения. Уже становилось жарко. Поэтому мы быстро согласились.

Упаковали рюкзаки в багажник черной «шестерки» и сели в машину: Миша на переднее сиденье. Остальные трое - на заднее, в довесок к рюкзакам, доламывать заднюю подвеску авто.

Ее старый салон был отделан тонкой серой кожей в аккуратную мелкую дырочку. Эту симпатичную отделку я уже видел когда-то раньше, и она мне кажется какой-то до боли близкой к сердцу.

Смуглая кожа водителя и характерный акцент явно указывали на его татарское происхождение. Впрочем, как и скорость, с которой мы ехали минут двадцать. И у татарской «шестерки» был еще порох в пороховницах.

Таксист высадил нас, как и просили - на центральной площади поселка под названием Резервное. Если ее можно назвать площадью. Вернее было бы сказать - то недалекое «налево», куда добрался асфальт. Добрался, развернулся напротив маленького магазинчика с автобусной остановкой и повернул назад.

Welcome to Резервное!

Маленький магазинчик в виде кубиков, сложенных в форме боком лежащей на земле лестницы был сварен из темно-зеленых листов металла. Мы стояли в двадцати метрах от него, но даже отсюда были хорошо видны пятна ржавчины, которые маскировали былой магазин среди объектов далекого прошлого. Естественно, он был закрыт. По словам первой встречной местной жительницы - уже давно закрыт. А ближайший открытый - в соседнем поселке Гончарное.

Итак, четверо путников остановились посреди асфальтированного пустыря, который раздвинул заборы частных домов, и осматривали окрестности на предмет дальнейших действий. Очевидно, что закрытый и, более того - заржавевший, магазин привел нас в некоторое замешательство, из которого мы вышли лишь увидев бордюр. Миша с Виталиком сразу смекнули, что на него можно присесть и перекурить.

Необходимо купить хлеб и зарядить севшие аккумуляторы наших телефонов и фотоаппаратов. Я пошел к заборам частных участков на человеческие голоса. Первым и пока единственным, кого я увидел за забором, был смуглый мужик лет пятидесяти, который спокойно курил, сидя на посеревшей от времени деревянной лавочке.

Из осторожности, не желая посягнуть на чужое, разговор я начал еще до пересечения открытой калитки. И начал его с уважительного приветствия, за которым последовала просьба разрешить войти.

Хозяин дома окинул меня взором и после короткой паузы дал лдобро», молча кивнув головой. Я зашел внутрь двора и остановился в пяти-семи метрах от него и двух женщин, что сидели слева от него, в деревянной беседке под навесом. Мне так и не удалось разглядеть их за густой зеленой растительностью.

Дядька оказался добрым, видимо не раз уже встречавшим туристов. Он согласился помочь нам и я сбегал к своим за телефонами и зарядными устройствами. Вернувшись назад, мы зашли в гараж, где пришлось обойти ухоженный ВАЗ-2103 цвета топленого молока.

Под машиной была яма, а каменные стены гаража были увешаны всевозможным инструментом по металлу и дереву. Нам пришлось пройти вглубь, где мужик подключил к розетке на стене небольшой тройник. Его как раз хватило на то, чтобы зарядить три телефона и аккумулятор моего фотоаппарата - Мишин телефон оказался самым живучим.

Обещав вернуться через час, я пошел к своим. Мише тем временем удалось узнать, что хлеб можно купить в соседнем поселке, который мы благополучно проехали на машине - кто ж знал?

В общем, решили следующим образом - кто-то все же должен остаться рядом с мобильными телефонами, а кто-то должен сходить за хлебом. В итоге мы со Славиком стережем рюкзаки под навесам крыльца сельского клуба, а Миша с Виталиком отправились за хлебом в соседний поселок.

Самобытная корова (совершает назаурядные маневры)  Сельский клуб (центр культуры и досуга)

Через полтора часа возвращаются наши странники. Признаться, заждались и даже начали было волноваться. Пока купленные буханки белого формового распределялись по рюкзакам, я пошел забирать наши телефоны. По моей просьбе Миша выделил из «общака» десять гривен.

Дядька отказывался брать деньги и мне пришлось настоять. Уж очень он помог нам, да и хороший человек - видно же. Даже согласившись он все равно не хотел брать денег в руки. Он лишь показал на машину и мне пришлось засунуть купюру в дворник лобового стекла. Я поблагодарил его и попрощался.

Что ж, теперь, когда у нас есть хлеб и заряжены телефоны, можно продолжить путь. Выйти из поселка, взобраться на гору и пройти до обрыва. Там и должна быть живописная местность под названием Инжир.

Примерно через час, взобравшись на холм за поселком, и следуя грунтовой дорогой через небольшие лесопосадки, мы выходим на открытую местность. Сперва почувствовалось исчезновение уклона под ногами. Это значит, что я устал. Но с другой стороны, это также значит, что мы взошли на требуемую высоту.

Подходя все ближе к незримому обрыву мы начинаем различать на горизонте пасущихся на лугу лошадок. Откуда? Что они здесь делают не запряженные? Кто за ними следит? Это было крайне удивительно и необычно. Они щипали травку и перебегали с места на место, не подпуская кого-либо из нас близко.

Лошадки!

Обрыв оставался незримым до самого последнего момента. Это завораживало и интриговало. На фоне необычной природы казалось, будто подходишь к краю мироздания. И если бы не группа туристов фотографировавшихся на каменистом уклоне, мы бы так и продолжали думать до самого конца.

Панорама

Урочище Айязьма, или просто Инжир действительно впечатлял своей скромной роскошностью и великолепием. Но пока мы занимались фотографией, общением и любованием лошадками, мимо нас, как ведено поздоровавшись, прошла пара пожилых туристов. Старичок и бабуля, лет шестидесяти, с походными палками, не спеша, аккуратно направились вниз по крутому уклону.

С обрыва  Спускаемся вниз

Минут через десять мы последовали их примеру. Тот единственный путь, которым мы следовали вниз, трудно назвать тропой. Миша предупреждал об этом. Спускаться по каменным глыбам в человеческий рост, продираясь сквозь заросли колючего кустарника или упираясь в ветки деревьев было сложно. Буквально каждые пять метров мы замечали место, где легко можно было упасть и разбить себе голову. Еще долго потом мы шутили, что не ту тропу назвали чертовой лестницей.

Можно довольно легко оступиться и расшибить себе голову  Вот она - настоящая чертова лестница

Наконец мы вышли к источнику. Самая трудная часть пути, крутой спуск - позади. Здесь мы наберем воду и спустимся ниже в поисках удобного места для стоянки. Из каменистой породы торчала ржавая труба, а из трубы послушно текла прозрачная вода.

Источник  Спускаемся в рай

Слева от нас длинный роскошный берег, похожий на залив, а справа - точечно усеянная елками и лиственными деревьями гора.

Слева - горы  Справа - холмы

Мы спускаемся ниже, ближе к морю, прячась под вечнозелеными ветками от солнца. Еловый запах сначала будоражит в памяти новогодние воспоминания, а затем просто воспринимается экзотикой. Трава на земле сменяется густым слоем длинных рыжих игл.

Шестая стоянка  В трех соснах

Долго спускаться не пришлось - Миша хорошо знает это место и мы занимаем довольно широкий для данной местности участок ровной земли, где можно поставить палатку и развести костер. Больше ничего не должно нас сегодня беспокоить! Ну разве что фотография.

Наконец-то на месте!  Полевая кухня

Конечно же, быть настолько близко к морю и не искупаться в нем - просто непозволительно. Но сегодня уже поздно, солнышко спряталось, прохладно уже. Да и некуда нам спешить - впереди целый день, только бы погода не подкачала.

Все укрыто сосновыми иглами  А до моря еще далеко

Еще у Миши была идея сводить нас к заброшенной войсковой части под названием «сотка», но судя по общей усталости и моим натертым ногам практически единогласно решили сходить туда как-нибудь в другой раз.