День восьмой - Дорога домой

8 мая 2009 года; переменная облачность, кратковременный дождь

урочище Айязьма (Инжир) - Генуэзская крепость - Балаклава - Севастополь

Сегодня утром я почувствовал себя полностью отдохнувшим и набравшимся сил. Замечательное ощущение, которое редко приходит даже на выходных, когда высыпаешься дома.

Дорога домой вовсе не обещала быть короткой, как нам казалось сейчас. Напротив, сегодня мы получим новую порцию незабываемых впечатлений. К сожалению, на этот раз - последнюю. Но пока только утро и поэтому все еще впереди.

Очередной неповторимый пейзаж  802c - DSC05939

После завтрака неспешно собрались, посмотрели на исчезающий в затухающем костре мусор и вышли знакомой тропинкой к источнику, набрали водички в путь и пошли горной тропой вдоль побережья, огибая все выходящие к морю холмы.

Дорога домой

Прибрежный ландшафт поражал своими неповторимыми формами и красками. Крутые обрывы разной высоты чередуются с пологими рельефными склонами. Песчаного цвета земельные срубы чередуются с зеленым покровом растительности, разбавляются насыщенной синевой моря и дополняются темно-серыми оттенками скальных пород.

Миша достает бутылку с водой из рюкзака Виталика  Живописные горы

Даже не так: в лучах солнца ярко-зеленая трава начинала резко выделяться из темно-зеленых тонов листьев деревьев. Кажется, именно эта магия Солнца, проливающего свет на рельефную поверхность побережья, привлекала внимание многих туристов.

Природа жонглирует красками  Магия Солнца

Огибая небольшой залив, мы всегда имели возможность оглянуться назад и полюбоваться урочищем издалека.

811d - DSC05957

Лазурный берег  Дикие пляжи

811e - DSC05963  811c - IMG_9223r

Но продолжалось это удовольствие недолго, потому что погода портилась у нас на глазах. Сначала спряталось солнце, потом поднялся сильный ветер.

Сначала спряталось солнце

Над морем в нескольких километрах от побережья мы увидели темное пятно. Назвать его облаком не получалось, потому что эта серая масса простиралась от неба до земли. Страшно было представить, что творилось внутри него.

Эта серая масса  Беснующееся море

Накрапывающий дождь усиливался, что заставило нас остановиться и одеть на рюкзаки защитные чехлы. Надев на себя куртки и накидки от дождя, мы продолжили путь вдоль беснующегося моря.

Несмотря на стремительное ухудшение погоды, мы с облегчением заметили, что разминаемся с облаком, которое идет прямо на Инжир.

Разминаемся с облаком  которое идет прямо на Инжир

И тем не менее, это не избавило нас от проливного дождя и грязевых ванн на одном из крутых спусков.

После дождя природные краски лишь обрели глубину  Миша ухватился за дерево и съезжает по грязи с холма

Погода налаживалась так же быстро, как и портилась. Сначала закончился дождь, затем утих ветер.

Без комментариев  Славик, молодец!

Когда мы проходили низиной вдоль высокого скального образования Миша показал нам едва заметную отсюда «Бочку смерти».

Бочка смерти

В годы первой мировой войны такие сооружения из листовой брони, нависающие над обрывом, предназначались для наблюдения за противником и его обстрела из узких бойниц в полу и стенах.

Прощай, Айязьма!  Огибаем последний холм

Мостик через расщелину  Рельеф горных пород

Ветер утихал с каждым шагом, в то время как мы начали встречать группы туристов. Еще бы, ведь впереди Генуэзская крепость Чембало - чуть ли не самая значимая достопримечательность в окрестностях Балаклавы.

На пути к генуэзской крепости  Генуэзская крепость Чембало

Я хотел сходить к крепости, но Миша отговорил - уверял, что смотреть там, после обвала, нечего. Поэтому мы пошли низиной, в обход холма, через маленький поселок, который постепенно вырождался в элитные отели.

Поселок вырождался в элитные отели  Объездная дорога

Грустно, однако, созерцать такое  Через поселок

Журчание воды заставило нас обратить внимание на симпатичный родник, который был выложен большими, пестрыми от разноцветной керамической плитки, пластами.

Через поселок  Родник

Оказалось, что полуразрушенная башня крепости была довольно хорошо видна и отсюда.

Генуэзская крепость Чембало  Реставрация башни

Обойдя величавый холм стороной, мы вышли к изогнутому заливу Балаклавы.

Хлебные крошки

Остатки оборонительной крепости генуэзцев рассыпались серым камнем на зеленой траве по всему холму как хлебные крошки. Только башни напоминали оборонительный контур крепостной стены.

Балаклавский залив  Узкой, извилистой лестницей

Довольно узкой, извилистой лестницей с массивными поручнями из того же серого камня мы спустились на набережную и пошли вдоль массивной и гладкой каменной стены, за которой находился городской пляж.

Спускаемся ниже  И фотографируем то, что открывается взору

Оставив за спиной металлическую калитку, мы вышли на ровную асфальтированную площадку, которая напоминала не пляж, а скорее пристань. Уходящие в воду ступеньки даже немного отпугивали своей необычностью. Мы ведь уже давно привыкли к естественным, просторным и безграничным галечным пляжам. Сегодня он пустовал, потому что вода была еще холодной, а майское небо - хмурым.

Панорама залива

Славик фотографировал, Виталик что-то полоскал в соленой воде, Миша устремил взгляд в бесконечность, а я снимал нашу безмолвную грусть на видео.

Грустно было потому, что мы фактически прошли свой путь: рюкзаки опустели, ноша уже не в тягость, а впереди только цивилизация. Наш путь подходит к концу. Остается лишь найти местный вокзальчик, сесть в автобус и