Main Page English Version  
Previous Up Next

"Мало пишут о жесткокрылых" (текст статьи из "Литературной газеты" - интервью с Павлом Крусановым)


"Литературная газета" - N 38 (5941),  17-23 сентября 2003 г.

Рубрика "ИМЯ"

Павел Крусанов: 
"МАЛО ПИШУТ О ЖЕСТКОКРЫЛЫХ"

      Павел Васильевич КРУСАНОВ родился в 1961 году в Ленинграде. Ранние 
      школьные годы провел в Египте. Публикуется с 1989 года. Самые известные 
      книги: "Укус ангела", "Бессмертник", "Бом-бом". Финалист литературных 
      премий: "Северная Пальмира" (1996), АБС-премия (2001), "Национальный 
      бестселлер" (2003). Коллекционирует жесткокрылых. Женат, имеет двух 
      сыновей. Работает в издательстве "Амфора". Один из заметных и 
      многообещающих авторов в современной российской литературе.
      - Мы с вами находимся на Московской книжной ярмарке. Вас сюда привела 
      работа. Но о работе потом. Закончилось лето. Вы только что вернулись из 
      отпуска. Где отдыхали? Только не говорите, что на Канарах. И где вообще 
      российскому писателю, по вашему мнению, лучше проводить отпуск?
      - Два месяца я жил с семьей в деревне в Псковской губернии, в тридцати 
      километрах от Пушкинских Гор. Удивительные места. Свидетельствую 
      авторитетно, так как провожу там лето вот уже одиннадцатый год подряд. 
      Щедрая и очень расположенная к человеку природа - даже непонятно, за что. 
      Попробуйте лечь на траву где-нибудь в Перпиньяне - вас от колючек будет не 
      отодрать. Вообще в российской глубинке красот хватает. В июле мы 
      путешествовали с другом на двух машинах. Были на Западной Двине, Днепре, 
      Десне, в верховьях Волги, на Селигере. Мы же в столицах собственной страны 
      не видим. А напрасно. Зрелище роскошное и вместе с тем поучительное. Это я 
      без всякого прекраснодушия говорю. Здесь не просто впечатления - все 
      увиденное, услышанное, впитанное становится частью личного опыта. Даже 
      дождь, бьющий в лицо и по коленям.
      - После столь эмоциональных признаний самое время рассказать о новых 
      замыслах.
      - Еще старые не до конца воплощены. Но есть и новые. Когда я возвращался в 
      Питер, угодил в серьезную аварию. Машина восстановлению не подлежит. С 
      собой я вез три коробки жуков, которых коллекционирую. Сияющие мускусные 
      усачи, плавунцы, жужелицы и так далее - отличные экземпляры. Они уже были 
      расправлены и наколоты на ватные матрасики. Естественно, жуки пострадали - 
      у кого обломан усик, у кого коготок, кто вообще всмятку. Они не то, что 
      люди, они - твари нежные. Глядя на это разрушенное великолепие, я решил 
      устроить выставку: искалеченные жуки под стеклом в витринах, каждый с 
      дефектной ведомостью, где перечислены увечья. Естественно, все это будет 
      снабжено справкой из ГАИ об участии в дорожно-транспортном происшествии. 
      Организовать выставку думаю в Доме-музее Набокова на Большой Морской. 
      Подходящее место. Мне кажется, это напомнит нам о бренности существования. 
      И еще - возможно, как следствие аварии - у меня возник замысел статьи об 
      истоках творчества Борхеса. Думается, их следует искать в рассказе Пушкина 
      "Последний из свойственников Иоанны д'Арк", который Александр Сергеевич не 
      успел опубликовать при жизни.
      - У питерского писателя в жизни и творчестве, мне кажется, должна быть 
      специфика, не так ли? И что самое сложное в писательстве для Крусанова? 
      - Петербург требует невероятной самодисциплины. Здесь огромное количество 
      соблазнов и искушений заняться с пользой и удовольствием чем угодно, но 
      только не делом. Бороться с этим невыносимо трудно. Многие тут для закалки 
      духа обливаются по утрам холодной водой. Я для укрепления воли начал есть 
      творог, потому что в нем кальций. Судите сами - вот уже год я пишу новый 
      роман, а написал всего половину. Утешаюсь только тем, что борзопись пока 
      не включена в число добродетелей. Впрочем, мне уже привиделась финальная 
      сцена и финальная фраза, так что дело за малым - весь текст на них 
      вывести. Кроме того, Петербург задает очень высокую эстетическую планку 
      всеми своими красотами и невыразимыми странностями. Дух этого насыщенного 
      великолепия требует, чтобы то, что ты делаешь, в данном случае пишешь, не 
      было похоже на работу, а походило на что-то другое. Например, на чудо. Или 
      на какой-то иной нерегулярный жест. Это самое сложное. А в остальном все 
      просто...
      - К какому лагерю, течению, направлению, если угодно, относит себя 
      писатель Крусанов?
      - Хороший текст, если говорить умозрительно, а мы именно так и говорим, 
      всегда тяготеет к максимальной свободе. В том числе к свободе от жанров и 
      направлений. В идеале, наверное, даже к свободе от читателя, по крайней 
      мере, от его встречного ожидания: "дай нам это", "расскажи нам то, что мы 
      хотим услышать". Я испытываю пристрастие именно к такому тексту. Тем не 
      менее так само собой сложилось, что в Петербурге возник некий литературный 
      лагерь с размытыми очертаниями, который со стороны получил название 
      "петербургские фундаменталисты". В основе этого объединения лежит не 
      какое-то определенное литературное направление, поскольку книги 
      "фундаменталистов" на удивление разнонаправлены, а общая склонность к 
      организации досуга. Мы устраиваем совместные выступления нелитературного 
      свойства: определяем границы Незримой Империи, даем рекомендации 
      президенту по определению государственных приоритетов, демонстрируем 
      изменение реальности концентрацией авторской воли, фиксируем кризис 
      гуманизма и извещаем мир о вступлении в новую постгуманистическую эпоху. 
      Кроме того, время от времени мы вместе ходим в баню на Фонарном переулке. 
      Мы - это Александр Секацкий, Сергей Носов, Наль Подольский, Владимир 
      Рекшан, Сергей Коровин, я, многогрешный, и время от времени примыкающие к 
      "фундаменталистам" Илья Стогов, Вадим Назаров, Лариса Тихомирова и Татьяна 
      Москвина. Последние, правда, в баню с нами не ходят.
      - Существующие разделения писателей на направления естественны или 
      искусственны?
      - Естественны. Даже у кошек разные нравы и привычки. А писатель все-таки - 
      существо, тонко организованное. Почти как жук.
      - На ваш взгляд, писательские "имена", те, что на слуху, явлены нам 
      естественным путем или навязаны?
      - На данный момент отечественные издатели просто не в силах по-настоящему 
      вкладываться в рекламу. В том объеме, в каком требуется, чтобы выжать 
      желаемый результат. Иногда они делают в этом направлении робкие шаги, но в 
      первую очередь относительно жанровых авторов, пишущих детективы, "дамские 
      романы" и прочих Гарри Поттеров, то есть тех, кто по определению готовит 
      многотиражное чтиво. Так что карта писательских "имен" в постсоветское 
      время складывалась более или менее естественным образом, посредством 
      передачи мнения от читателя к читателю, без навязчивого давления со 
      стороны СМИ. Газетно-журнальная критика не в счет - конкуренции с 
      "сарафанным радио" как естественной формой рекламы или антирекламы она 
      явно не выдерживает. Тем более что аналитической критики сейчас мало, а 
      остальная носит котировочный характер - две звездочки, пять звездочек. 
      Книгам раздают звезды за начинку, как постоялым дворам за наличие в номере 
      биде.
      - Тем не менее как вы относитесь к "именам" и творчеству Сорокина, 
      Пелевина, Пригова, Ерофеева?
      - К Сорокину и Ерофееву, если это Виктор, равнодушен. Один проповедует 
      совершенно не близкую мне копрофагию, а другой утверждает, что причинное 
      место русской красавицы пахнет бергамотом. С какой стати? Мне кажется, его 
      дезинформировали. А Пелевин с Приговым - другое дело. По крайней мере, 
      Пелевину, несмотря на пропаганду грибоедения, принадлежит одна бесспорная 
      заслуга - после его "Чапаева и Пустоты" некий абстрактный "массовый 
      читатель" наконец оторвался от переводной бодяги и бросил заинтересованный 
      взгляд на нежанровую отечественную прозу. Именно тогда каждое уважающее 
      себя издательство задумалось об открытии серии современной русской 
      литературы. А Пригов, будучи членом Большого жюри премии "Национальный 
      бестселлер", дал три высших балла роману Сергея Коровина "Прощание с 
      телом", что, бесспорно, свидетельствует о его хорошем вкусе. Что касается 
      текстов... Так ведь бывает, что талант в человеке виден даже помимо 
      результата, который часто просто не находит себе места в реальном мире 
      явлений.
      - Самое время перейти к литературным премиям. Что они отражают, на ваш 
      взгляд? Что должны отражать? И, может быть, хотелось бы самому 
      какую-нибудь учредить?
      - На мой взгляд, самой авторитетной на данный момент премией стала премия 
      "Национальный бестселлер". Она абсолютно не келейна, прозрачна и 
      непредсказуема, так как на последнем этапе судят финалистов не 
      профессионалы от литературы, а, можно сказать, рядовые читатели, вроде 
      модиста Юдашкина, банкира Когана или телеведущего Парфенова. То есть и 
      "Нацбест", конечно, несовершенен, однако здесь достоинства явно 
      перевешивают недостатки. Остальные литературные премии несут в себе что-то 
      порочное - они по большей части корпоративны, чтят какие-то особенные 
      толстожурнальные ценности и требуют от авторов политической и 
      стилистической корректности. Они напоминают Олимпиаду ветеранов спорта: 
      кто-то из бывших прыгнул вверх на норму ГТО - серьезное достижение. А на 
      самом деле жуткое зрелище. В идеале, наверно, общенациональная премия 
      должна быть с несколькими беговыми дорожками: интеллектуальная литература, 
      игры тинейджеров, детектив, исторический роман и т. д. Понятно, что порой 
      определить жанр той или иной книги бывает довольно трудно, но все равно на 
      таких премиальных дорожках было бы меньше толкотни, а стало быть, больше 
      осмысленности. Но пока вся эта система несовершенна и далека от 
      представления о прекрасном. Что касается учреждения собственной премии... 
      Эта идея еще ждет своего осмысления.
      - А что видно на писательских горизонтах? Что нас ждет, какие прорывы в 
      прозе? Какие темы не затронуты? Какие имена обещают многое?
      - Вы предлагаете рассеять мрак грядущих дней? Боюсь, мой комментарий 
      только сгустит туман. Сейчас более или менее внятно обозначены три 
      тенденции: 1) чисто игровая литература, растущая без субстрата, этакая 
      экуменистическая гидропоника, бывающая и занимательной, и 
      интеллектуальной, и никакой, 2) державники, которым можно сочувствовать, 
      но которыми пока нет повода восхититься, и 3) лишенная иллюзий, 
      агрессивная и во многом циничная проза молодых авторов, на своей шкуре 
      почувствовавших, что они живут уже в постгуманистическую эпоху, но ничуть, 
      кажется, об этом не жалеющих. А вообще, интересных, со своим голосом 
      авторов мало. Это эндемики. Даже называть их не буду в целях безопасности 
      - чтобы не вытоптали. Но ведь их и не бывает много. Зачем? Они же не 
      саранча. Что касается незатронутых тем, мне кажется, сейчас мало пишут о 
      жесткокрылых.
      - Поскольку мы с вами на книжной выставке, любопытно узнать: писатель 
      Крусанов и работник издательства Крусанов как уживаются? И каково 
      отношение последнего к тому, что выпускается в родном издательстве?
      - Уживаются с трудом. По натуре я человек мягкосердечный, скромный и 
      доброжелательный, что легко угадать по книгам, скажем, по "Укусу ангела", 
      а сотруднику издательства по самой своей функции нет ничего проще, как 
      испортить отношения с людьми. Можно сказать, это даже входит в его 
      служебные обязанности. Кроме того, работа, несмотря на всю ее 
      занимательность, конечно, отвлекает от собственных планов. Но это проблема 
      личного выбора. Чем-то ведь, в конце концов, надо поступаться, иначе за 
      что бы нам на работе платили деньги? Такова суровая и героическая поэма 
      будней.
      - Каковыми из ВВЦ видятся проблемы книжного рынка?
      - Мне кажется, основная проблема - общая разорванность, разобщенность 
      российского пространства. В том числе информационная. Есть целые регионы, 
      которые вообще не знают, что в современной России есть писатели, а если о 
      ком и слышали, то это Маринина и Донцова. А они, между прочим, не 
      писатели, а издательские проекты. Почувствуйте разницу. С другой стороны, 
      в городе Десногорске, куда я едва доехал по убитой грунтовой дороге, в 
      книжном магазине стоит русская серия "Амфоры" - Носов, Секацкий, Назаров, 
      Стогов, Етоев, Бояшов, Левкин, Курицын, - да и других книг полно. То есть, 
      возможно, дело в региональном оптовике, в его личной инициативе. А вообще, 
      я не специалист по книжному рынку.
      - Тем не менее существовать писателю приходится именно в условиях книжного 
      рынка. Как выжить, с какими проблемами справиться? Что пожелаете 
      собратьям-писателям?
      - Проблема одна - заработать на жизнь пером удается очень немногим. Если 
      только ты не стал издательским проектом или если тебя не начали активно 
      переводить в Европе и где-нибудь дальше. С этим надо смириться и делать 
      свое дело без позы, зависти и суеты. Очень верно сказал Ибн-Зейд, когда на 
      вопрос багдадского халифа, отчего мудрецы проводят свой век в бедности, 
      отчего не совпадают талант, слава и богатство, кратко ответил: ибо 
      совершенство редко.

      Беседу вел Александр ЯКОВЛЕВ

      (c) "Литературная газета", 2003