Main Page English Version  
Previous Up Next

Техника послойного макрофотографирования на примере зеркальной камеры с макрообъективом - статья С.Колова


С.В. Колов


Быстрое развитие цифровых технологий сделало доступным фотографирование для большого количества людей и вывело на новый уровень методы обработки изображений с помощью специальных программ.

Макрофотография является одним из интересных и, что не менее важно, полезных, направлений в современной фотографии. Часто специалистам и любителям-энтомологам приходится сталкиваться с необходимостью проверить правильность определения какого-либо вида, и эту задачу облегчает наличие во всемирной сети изображений многих видов. Многие сайты являются уникальными "виртуальными коллекциями", посвящёнными определённым группам насекомых. Только в атласе жуков нашего сайта более 7 тысяч фотографий. Но, несмотря на постоянно пополняемый банк изображений, большинство таксонов ещё только ждут очереди быть сфотографированными.

В данной заметке я хотел бы поделиться скромным опытом методики макрофотосъёмки жуков на примере использования фотокамеры с макрообъективом и программной обработки изображений. При всём многообразии камер и объективов, принципы процесса съёмки и последующей обработки снимков изложенные ниже, более или менее универсальны для всех брендов.

Я использую зеркальную фотокамеру Canon EOS 550D c макрообъективом Canon 60mm Macro USM.

СВЕТ. Пожалуй, самое важное, что может быть в фотографировании. Комбинация одного или двух источников света с применением отражателей и диффузоров давала не очень хороший результат – равномерного освещения объекта добиться не удавалось, да и сама система с источниками света и системой рассеивателей-отражателей была громоздкой. Для многих объективов существуют специальные кольцевые осветители, но стоят они немало, и поэтому я нашёл выход в использовании кольцевой лампы дневного света (диаметром 15 см), которая на рынке стоит 2 доллара, плюс дроссель к ней стоимостьюа тоже примерно 1,5-2 доллара.

Была сделана конструкция, представляющая собой коробку без одной стенки, внутри центра которой наклеен небольшой кусочек белого пористого материала, куда накалывается объект для фотографирования. Вокруг центра с объектом помещается наша лампа, и накрывается недостающей стенкой с отверстием напротив объекта. Почти всё готово к съёмке.

ПОДГОТОВКА ОБЪЕКТА. Важно отчистить как можно лучше жука перед съёмкой от волосков и пылинок. Я использую кисточку, смоченную в спирте, после аккуратного протирания которой, под бинокуляром тонким пинцетом и иголкой удаляю остатки грязи.

ПРОЦЕСС СЪЕМКИ. Система для фотосъёмки состоит из объекта в кольцевом свете, фотоаппарата на штативе и ноутбука, к которому подключен по USB кабелю фотоаппарат. Поставляемый с фотоаппаратом софт (Canon EOS Utility) позволяет с ноутбука (или компьютера) управлять всеми параметрами съёмки, не трогая сам фотоаппарат.

Методом проб и ошибок были подобраны определённые значения диафрагмы, выдержки и светочувствительности:

Диафрагма. Обзоры и тесты данного объектива указывают на оптимальную резкость в районе 4.5-5.5.

Выдержка. Зависит от освещения. Но чем короче, тем лучше – "шевелёнка" на макрообъектах видна сразу. У меня 1/160 сек.

Светочувствительность. Чем меньше, тем лучше, но не в ущерб самому изображению – иначе получится тёмным. В моём случае 400 ISO.

Итак, все параметры в программе выставлены (на самом фотоаппарате должен стоять режим "M", Manual), нажимаем кнопку алLive view shooting" и располагаем наш объект так, чтобы он как можно полнее заполнял площадь кадра.

Далее наводим фокус на самую ближнюю к объективу точку объекта путём нажатия кнопок в окне "Focus" и делаем первый снимок. Далее, перемещая ползунок л>» в том же окне на 3-5 ступеней ниже делаем ещё один снимок. И так далее, до тех пор, пока не снимем самую нижнюю точку объекта. Как правило (в зависимости от величины и выпуклости жуков) получается 25-35 последовательных кадров. На данных фото приведёны начальный (фокус на верхней точке) и конечный (фокус на нижней) кадры.

 

ОБРАБОТКА ИЗОБРАЖЕНИЙ. Существуют несколько специальных программ для сшивания послойных изображений (например, Combine ZM и Helicon Focus), я же пользуюсь Adobe Photoshop CS5, являющимся и отличным графическим редактором. Процесс обработки следующий.

В окне программы выбираем "Файл" - "Сценарии" - "Загрузить файлы в стек".

В открывшемся окне выбираем все последовательные кадры, обязательно ставим галочку в окошке "Попытаться выровнять исходные изображения" - "ОК" и ждём. В зависимости от быстроты компьютера процесс занимает от нескольких единиц до десятков минут.

Когда все слои загружены и выравнены, необходимо выделить все слои (показано стрелкой на рисунке) и кадрировать изображение, отсекая ненужное пространство.

Теперь всё готово для сшивания послойных изображений. В меню "Редактирование" открываем "Автоналожение слоёв" (все слои по-прежнему должны быть выделены!) – "Стековые изображения" - "ОК". Начнётся процесс сшивания резких участков каждого слоя. Этот процесс также занимает от нескольких единиц до десятков минут. На выходе мы получаем изображение резкое по всей глубине. Остаётся слить все слои выбором "Слои" - "Выполнить сведение".

Сохраняем файл на жёстком диске и проводим дальнейшую обработку изображения программными средствами "Photoshop". Это, пожалуй, самый долгий процесс, если мы хотим качественно очистить фон, убрать артефакты (пылинки, нерезкие участки и пр.), придать симметрию и др. Для этого используем такие инструменты как ластик, клонирование, работаем с кривыми, слоями и так далее. На окончательную обработку часто уходит около 2-3 часов. При этом очень сложно работать только мышью, поэтому графический планшет просто незаменим.

На нижеприведённом рисунке показаны начальный (1) и конечный (2) снимки послойной серии, изображение, полученное после автоналожения слоёв (3) и окончательно обработанное (4) изображение.

В заключении можно сказать, что такая методика позволяет успешно снимать объекты размером до 5-6 мм, более мелкие жуки уже получаются хуже, т.к. не хватает разрешающей силы оптики. Для насекомых размерами 1-5 мм нужны более специализированные объективы, как, например "Canon 65mm MP-E", который предъявляет несколько другие требования к свету, фокусировке и пр.